Шины изношенные, способы их переработки и утилизации

При покупке новых автомобильных шин перед водителями часто встает вопрос: куда же деть «изъеденную», не пригодную для дальнейшей эксплуатации шину. В современном мире, где неуклонно растёт число автомобилей, утилизация шин приобретает огромное экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира, в том числе и для России. Проблема утилизации в первую очередь связана с тем, что изношенные шины не разлагаются и вследствие этого, являются источником длительного загрязнения окружающей среды. Во – вторых, резина огнеопасна и не подвергается биологическому разложению. В–третьих, огромное количество резиновых покрышек представляет собой удобное место обитания многочисленных грызунов и насекомых, многие из которых являются источником опасных инфекционных заболеваний. Чтобы избежать или предотвратить это, одним из вариантов является строительство завода по утилизации и переработки шин в крошку, из которой можно будет изготовить уже новый материал.

В данной статье поднимается вопрос – как поступить с отработанными шинами? Для этого необходимо сравнить утилизацию шин в России с другими развитыми странами мира, проанализировать переработку шин в крошку и топливо, а также проанализировать возможности использования получаемых новых материалов из отработанных шин.

Изношенные шины

Чтобы разрешишь данные задачи, сначала следует разобраться со следующими понятиями:

Утилизация подразумевает действие по глаголу «утилизировать», использование, применение чего-нибудь. Утилизация отбросов.

Переработка это производственный процесс, которому подвергается сырье.

Наблюдавшийся в России на протяжении последнего десятилетия быстрый рост парка автомобилей стал закономерной причиной обострения проблемы утилизации использованных шин. Если в большинстве наиболее развитых стран Европы и в США с подобной проблемой знакомы еще с 70-х годов прошлого века, то в России в полной мере она стала ощущаться только к 2000-му году, когда уровень автомобилизации населения достиг в стране достаточно заметных объемов.  В России количества зарегистрированных автомобилей по итогам 2014 года составляет 58, 95 млн. единиц, что на 4,9% больше показателя 2013 года.

В развитых странах процент утилизации использованных покрышек приближается к 100%. По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин в 2008 году в странах ЕС было образовано около 3,3 млн. тонн использованных автомобильных шин. И только 6% совокупного объема отходов было отправлено на захоронение. В Японии в том же году в результате эксплуатации было образовано 96 млн. штук изношенных автопокрышек (1056 тыс. тонн). Уровень переработки за аналогичный период составил 88,5%.

Если говорить о масштабах такого явления, как шинные отходы в России, то, оценочно, на сегодняшний день объем выбрасываемых изношенных шин составляет около 1 миллиона 850 тысяч тонн в год. Оцениваемый объем механической переработки шин в России не превышает 2 % от общего объема ежегодных шинных отходов, а переработка шин в топливо, методом пиролиза не превышает 3%. Еще до 20% изношенных шин сжигается. Оставшийся объем приходится на захоронение. При этом к 2015 году объем ежегодно образующихся в России шинных отходов может достичь уже более  2 миллионов тонн в год.

Одной из альтернатив сжиганию автомобильных шин, является переработка отработанных автопокрышек в крошку или топливо (пиролиз). Тем более, шины содержат значительное количество «полезных» компонентов, которые можно использовать вторично.

Пиролиз

Объем Российского рынка резиновой крошки составляет по итогам 2014 года 51,5 тыс. тонн, что на 28,4% больше чем в 2013 году. Таким образом, в 2014 г. производство крошки увеличилось на 15,8 тыс. тонн, относительно 2013 (на 0,02%).

Переработка шин в топливо методом пиролиза, наоборот сократилась за 2014 год на 15 процентов, относительно 2013. Это связывают с малой рентабельностью и малым спросом на топливо, получаемого путем пиролиза.

По данным за 2014 год наибольший объем производства розничной крошки в России приходится: на Центральный федеральный округ – 12,8 тыс. тонн (64,06%); следом идет Приволжский федеральный округ – 3,2 тыс. тонн (17,24%); замыкает тройку лидеров Северо-Западный федеральный округ – 1,9 тыс. тонн (10,16%).

В 2014 году импорт резиновой крошки резко увеличился. По итогам 2014 года в Россию было ввезено 4,7 тыс. тонн резиновой крошки, что в 27,2 раза выше уровня предыдущего года. Лидером по поставкам в 2014 году в натуральном выражении является Литва, занимающая 88,52% импорта. Объём импорта из Литвы составил 4,16 тыс. тонн. Значительно меньший объём импорта занимают Китай (5,87%, или 276,0 тонн) и Греция (4,26%, или 200,4 тонн). В 2014 году импорт резиновой крошки резко увеличился. По итогам 2014 года в Россию было ввезено резиновой крошки на сумму 1,66 млн. долл., что в 11,1 раза выше уровня предыдущего года.

Шины изношенные переработка

В Московской области порядка 10 наиболее известных предприятий, осуществляющих производство резиновой крошки. У них есть свои сайты, складские помещения и налаженный рынок сбыта, в том числе собственные мощности по производству резиновой плитки из крошки. Цены на резиновую плитку варьируются от 14 до 18 рублей за кг. При этом цена часто зависит от фракции резиновой крошки. Упаковка осуществляется в мешки, размер которых варьируется от 25 до 30 кг.

Утилизация и переработка использованных автомобильных шин – это необходимое направление деятельности в экологической составляющей нашей области. Поскольку использованные автомобильные шины складируются в местах их применения (в автотранспортных, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятиях), а также вывозятся на полигоны, свалки и другие несанкционированные места выброса. Наименование данного вида отходов пагубно влияет на окружающею среду; разлагаясь более 100 лет, выброшенные покрышки наносят непоправимый вред экологии. При сжигании покрышек  в атмосферу попадает более 250 кг сажи и более 400 кг токсичных газов с каждой тонны.

Перерабатывая автомобильные покрышки мы получаем резиновую крошку, которая используется во многих отраслях промышленности и жизнедеятельности человека. Основное применение резиновой крошки – производство травмобезопасных напольных покрытий. Также резиновую крошку применяют для производства высококачественного дорожного покрытия (асфальта), для строительства детских и спортивных площадок, для благоустройства улиц и дворов.

Резиновая плитка

Резиновая крошка обладает широким и обширным применением в различных областях. Потребность в резиновой крошке и её недостаток испытывают многие Российские предприятия.

Из полученной резиновой крошки производят следующие изделия:

-регенерированная резина (40%);

-производства новых автопокрышек (как наполнитель до 10-15 %);

-сырая резина (30%);

-производства резиновых деталей для автомобилей (до 25 %);

-вспенивающийся каучук (15%);

-производство резиновых шлангов (до 40 %);

-ковры для спортивных площадок и футбольных полей (90%);

-заливные бесшовные резиновые покрытия (80%);

-подошвы для обуви (до 70%);

-подкладок под ЖД рельсы и железнодорожную фурнитуру (70%);

-сантехнических прокладок (25%);

-резиновой кровли (до 40%);

-добавки в асфальт (15-70тонн на 1 километр покрытия);

-гранулы ЕРДМ (100%);

-резиновой брусчатки (100%);

-протекторной ленты для восстановления колес (до 45%);

-прокладок и уплотнителей для дверей и окон (до 25%);

-причальных отбойников (до 70%);

-тампонирование нефтяных скважин (70%) и т.д.

Переработка изношенных автомобильных шин.